«Иного языка, чем сила, в США не понимают…»
Николай Платошкин
Франция является единственным государством мира, которое уголовно преследует социальные сети. Об этом сегодня заявил основатель Telegram Павел Дуров, который сам в прошлом году был задержан в республике. При этом в России к его «детищу» также есть немало вопросов. Некоторые специалисты и ряд депутатов Госдумы грозят постепенной блокировкой мессенджера.
Руководитель комитета стратегических коммуникаций Центра социальной архитектуры «Сфера» Софья Езерская, отвечая на вопрос «Свободной Прессы», будет ли Дуров активно бороться за Telegram в РФ, отметила, что тот обозначил свою позицию еще в 2018 году, когда возникли первые серьезные перипетии для Telegram: «История наших предков учит биться до победного конца». Эксперт выразила уверенность, что и сейчас Павел продолжает придерживаться выбранного пути.
«Telegram в России это не просто мессенджер или социальная сеть. На сегодняшний день он представляет собой параллельную систему коммуникаций, в том числе для людей, состоящих на государственной службе. В силу специфики некоторых рабочих задач, переход на какой-либо другой мессенджер пока невозможен», — считает собеседник издания.
Езерская уточнила, что в нынешней российской политической системе происходят тектонические процессы трансформаций, и никто из основных коллективных игроков не может быть стопроцентно уверен в получении или сохранении своего доминирующего положения в различных вариантах развития событий. Никто из них не заинтересован в жесткой монополизации системы цифровых коммуникаций. Кроме этого, у самого проекта Дурова есть довольно влиятельные лоббисты в РФ, которые имеют отношение к росту данного стартапа, и явно настроены защищать свои вложенные инвестиции.
«В связи этим видится наиболее вероятный сценарий введения номинальных запретов или умеренных ограничений. Они будут подкреплять имидж Telegram, как ресурса свободы. Кстати, тот же запрет Вотсапа не был воспринят обществом критично, так как ему оставалась безболезненная альтернатива с тем же, или более расширенным, функционалом», — пояснила эксперт.
А вот у Telegram такой полноценной альтернативы нет, не смотря на все положительные качества МАХ, поэтому и запрет его будет либо проигнорирован обществом, либо воспринят как триггер для активации социального напряжения или даже протестного потенциала. Такая «красная линия» в умелых руках профессионалов может стать вектором для социально-политических процессов.
Одновременно балансируя между конфиденциальностью и безопасностью, Дуров строго демонстрирует свои стремления отстаивать основной закон Российской Федерации — Конституцию, конституционные гражданские права населения. Он проявляет активную позицию в противодействии терроризму и мошенническим действиям, собирая информацию о злоумышленниках через боты, подчеркнула собеседник «СП».
«Ситуация потребует свежих решений, так что в потенциале мы можем увидеть, как уже Telegram борется за Дурова, а не наоборот. Ежемесячный охват пользователей составляет более 100 миллионов человек. Пользователи экосистемы Telegram, да и вообще соцсетей — это институализирующееся гражданское общество, которому только не хватает лидера и идеологии. А пока идея дозревает, требуется предельно адекватный минимум для продолжения функционирования мессенджера — обязательное соблюдение законодательства и регистрация официального представительства в России». — заключил Езерская.
Ранее лидер партии «Патриоты» Флориан Филиппо поддержал Дурова, также заявив, что Франция не является свободной страной.